Digital Совет директоров
Значимость цифровых технологий для экономики растет, и логично ожидать роста числа экспертов по цифре в правлениях и советах директоров компаний. Поэтому советам директоров следует менять свой подход к решению цифровых задач. Их основная задача в условиях цифровой экономики — задавать правильные вопросы в части digital, а не решать проблемы. Невозможно сделать так, чтобы член совета директоров был экспертом абсолютно по каждому направлению, в связи с чем потребность в «цифровых директорах» растет. На практике доля независимых директоров, профессионально разбирающихся в новых технологиях, в руководстве крупных и средних компаний не превышает 5%. Также важно иметь в компании хороших руководителей и менеджеров, которые разбираются в цифровых технологиях.

Все члены совета директоров в определенной степени должны разбираться в сфере диджитал и нести коллективную ответственность по самым разными вопросам. Для этого рекомендуется сфокусироваться на следующем:
  • Создать комитет по цифровой трансформации, где будут обсуждаться все вопросы о digital.
  • Каждому члену совета назначить помощника — специалиста в области цифровых технологий, который будет держать его в курсе всех тенденций и отвечать на возникающие вопросы.
  • Проводить тренинги для членов совета, чтобы те были в курсе последних изменений в сфере цифровизации.
  • Создавать консультативные советы и приглашать экспертов для проведения сессий со всеми членами совета директоров, ведь цифровизация носит очень широкий характер и совету необходимо понимать все нюансы.
  • Приглашать на заседания совета специалистов (сотрудников) компании, чтобы они рассказывали об определенном аспекте цифровизации.
  • Некоторые компании даже создают второй совет директоров из молодых лидеров, разбирающихся в цифровых технологиях и способных представить свежий взгляд на вопросы.
  • Если предстоит значительная по объему цифровая трансформация компании, то имеет смысл ввести в топ-менеджменте позицию ответственного за цифровизацию - CDO/CDTO, на позицию стоит выбирать специалиста, который сможет заниматься цифровизацией с точки зрения управленческой эффективности для компании.
  • На уровне же совета директоров – избрать независимого директора, курирующего направление digitalтрансформации компании

Независимый директор в совете директоров или консультативном совете поможет компании:
  • оценить реальную расстановку сил в конкурентной борьбе;
  • найти новые пути продвижения или развития продуктов и услуг компании;
  • проверить, насколько действия компании соответствуют ожиданиям ее потребителей.
Цифровая трансформация компании многогранный и многокомпонентный процесс. Он может охватывать и пересмотр организации технологического процесса, и изменение бизнес-модели компании, и создание новых цифровых продуктов.

Для понимания вектора движения совету директоров необходимо понимать отправную точку – где компания сейчас. В этом поможет аудит цифровой зрелости, который покажет, в каком состоянии находится компания с точки зрения цифровизации.

Компоненты цифровой зрелости будут:
  1. Гибкая и безопасная технологическая инфраструктура;
  2. Работа с данными и превращение их в актив организации;
  3. Цифровые компетенции сотрудников;
  4. Вовлечение в свою экосистему партнеров;
  5. Цифровые бизнес-процессы;
  6. Унифицированный клиентский опыт;
  7. Адаптивность бизнес-модели и калибровка финансовых потоков в зависимости от изменений на рынке.
За последние два года работы на «удаленке» советы директоров научились работать, используя цифровые каналы коммуникаций. Теперь настало время пересмотра стратегии для дальнейшего цифрового рывка.