Самые большие изменения на рынке рекламы произошли в сегменте интернета. Во-первых, многие компании прекратили или заметно снизили активность в прежде популярных социальных сетях Facebook* и Instagram*. Во-вторых, ощутимо уменьшилось количество онлайн-СМИ, создающих качественный контент.
Диджитал-медиа, согласно опросу АКАР, в первом полугодии были приоритетными каналами для рекламодателей и останутся ими: 73% респондентов ответили, что собираются продолжить рекламные кампании именно здесь. И это понятно. По последним данным Mediascope, среднемесячная аудитория интернета в России составляет почти 103 млн человеĸ старше 12 лет. Это на 5% больше, чем в прошлом году. В среднем каждый житель страны тратит 3 часа 41 минуту на интернет ежедневно. Две трети этого времени приходится на социальные сети (20%), видео (19%), мессенджеры (14%), игры (10%) и e-commerce (3%).
При этом с марта соцсети в целом стали терять аудиторию из-за блоĸировки Instagram* и Facebook* — эти площадĸи ощутили мощный отток пользователей. Зато выросла популярность Telegram и сети «ВКонтакте». Если в ноябре 2021 года на последнюю приходилось 29% времени потребления социальных сетей, то теперь оно увеличилось до 33%. Еще сильнее впечатляет Telegram: там наблюдается рост с 7 до 22% соответственно. Другими словами, если брать среднего жителя России в возрасте от 12 лет, то время, ĸоторое он проводит в «ВКонтакте», увеличилось с 17 до 20 минут в день, а в Telegram — с 4 до 13 минут. Telegram отличается высоĸим уровнем вовлеченности (до 45%), заинтересованностью пользователя в контенте, так как он сам формирует свою ленту, а таĸже множеством форматов и возможностей создавать автоворонки продаж.
По-прежнему актуальна работа с инфлюенсерами, описывающими личный опыт применения продукта, — они пользуются большим доверием аудитории. Несмотря на то что охваты многих из них упали, а те, кто работает с запрещенными соцсетями, все время рискуют оказаться под прицелом следственных органов, блогеры продолжают рекламировать товары и услуги в Instagram*, особенно в B2C-сегменте.
Благодаря росту онлайн-торговли интересным каналом продвижения становятся маркетплейсы. Здесь тоже можно производить разнообразный контент: фото, видео и даже прямые эфиры. По прогнозу Data Insight, объем продаж товаров на пяти крупнейших российских маркетплейсах (AliExpress, Ozon, Wildberries, «СберМегаМаркет» и «Яндекс.Марĸет») по итогам второго полугодия 2022 года достигнет 500 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составит 73%. Для привлечения внимания аудитории многие бренды используют баннеры или видео на главной странице. Площадĸи также предлагают множество немедийных способов продвижения: «брендовую полку» (показы покупателям, которые искали похожий товар) или рекламу в поисковой выдаче.
В качестве экспертного пиара перспективен формат подкастов: это свободная от конкурентов ниша, для которой характерны высокая лояльность аудитории, отсутствие ограничений как в рекламе, так и в тематике продвижения товаров. В США выпускается примерно 1 млн подкастов в год, тогда как в России — около 13 тыс. Аудитория подкастов в нашей стране составляет примерно 11 млн человек, и ее ядро приходится на молодежь 25—34 лет, обладающую высокой покупательской способностью. К концу 2024 года, по нашему прогнозу, аудитория может вырасти до 28 млн человек.