Во всех изученных Тейнтером случаях гибель цивилизации была делом её собственных рук. А когда цивилизация рушится — она теряет целые «этажи» сложного знания, и воссоздать их оказывается крайне сложно: к примеру, римские методы строительства и производства были забыты в течение одного поколения, а приблизиться к качеству римских технологий европейцы смогли лишь спустя полтора тысячелетия, в XIX веке.
Есть и второе обстоятельство гибели цивилизаций — когда социальная система нарушает граничные условия своего существования. Мы, люди, зависим от плодородности почв, дающих нам урожай, от наличия пресной воды и чистого воздуха. Изолированные цивилизации прошлого, исследованные экономическим географом Джаредом Даймондом — от индейцев анасази до жителей острова Пасхи, — разрушили свою «экологическую нишу» и не сумели решить возникшие в результате этого противоречия [Даймонд, 2008]. Исход — стремительная деградация и гибель культуры и популяции в течение считаных поколений.
В XXI веке человечество вплотную подошло к двум порогам, описанным Тейнтером и Даймондом для цивилизаций прошлого. Мировая экономика, международная политическая система и биосфера Земли настолько сложны, что даже описать их единым образом чрезвычайно сложно — не то что выстроить сколько-нибудь единую политику, учитывающую все многообразие факторов современного мира.
При этом мы активно разрушаем среду своего обитания — атмосферу, биосферу, почвы и океаны, — и замены ей у нас попросту нет. Как нет и технологий, чтобы решать подобные задачи.