Инновационность Web3
Jon Radoff
Для некоторых людей Web3 - это метавселенная. Для других он совершенно загадочен, связан множеством криптосистем, которые кажутся непрозрачными для новичков.

Метавселенная - это Интернет, работающий в реальном времени и основанный на деятельности. Деятельность в реальном времени (например, игры и видеоконференции) существует уже некоторое время - но, как и при любой смене поколений, семена будущего уже существуют в настоящем.

Метавселенная возвысит чувство цифрового "я". Она принесет новые формы личного самовыражения, творчества и подготовит нас к совершенно новому опыту.

В этой статье мы объясним, что такое Web3 - и почему он нужен для творчества и самовыражения в метавселенной.
Почему именно Web3?
Web1 - это оригинальная Всемирная паутина, построенная на открытом исходном коде (например, Linux), разработке без разрешения (например, программное обеспечение для ПК) и открытых стандартах (HTML/HTTP). Некоторые из крупнейших существующих интернет-компаний (например, Amazon, Netflix, Google) были построены на этой экосистеме или выиграли от ее расширения (Microsoft, Apple).

Web2 был в основном связан с асинхронным, создаваемым пользователем контентом: блоги, википедии, социальные сети и т. д. Большинство компаний Web2 были построены на технологиях Web1 или воспользовались поиском для получения аудитории. Крупнейшие компании Web2 были построены на тех же открытых и основанных на стандартах средах, что и Web1, но создали замкнутые экосистемы для обеспечения социальных связей и создания контента. Наиболее яркими примерами являются Facebook/Meta - самая молодая из компаний FAANG, а также YouTube (принадлежит Google), которые создали закрытые системы для социальных сетей и пользовательского контента.


Закрытые системы успешны, потому что они могут упростить работу и предоставить доступ к очень большой аудитории.
Но закрытые системы - это разрешенные среды, которые регулируют то, что вы можете делать, и извлекают высокую ренту в обмен. Очень показательно, что, хотя многие успешные компании были созданы в экосистемах Web2, предоставляемых такими компаниями, как Twitter или Facebook, нет ни одного примера настоящего титана, который бы сформировал долговечный, чрезвычайно масштабируемый бизнес (с рыночным капиталом более триллиона долларов) полностью внутри любых из этих закрытых систем Web2.

Характеристика Web3, которые изменят эту парадигму:

  • Обмен ценностями (а не просто обмен информацией)
  • Самоуправляемость (самостоятельность в управлении цифровым "Я")
  • Повторная децентрализация Интернета
Обмен ценностями является трансформационным фактором
Технология, обеспечивающая обмен ценностями, - это смарт-контракты на блокчейне. Блокчейн - это общая бухгалтерская книга, которая позволяет компаниям, приложениям, правительствам и сообществам программно и прозрачно обмениваться ценностями (активами, валютой, имуществом и т.д.) друг с другом, не прибегая к услугам хранителей, брокеров или посредников, которые сдерживают инновации и извлекают огромную ренту. В отличие от этого, блокчейн со смарт-контрактами обеспечивает высокую степень творческой активности, а не модель инноваций, в которой приложения вращаются вокруг экосистем с правом доступа.

Возможность программного обмена ценностями между сторонами является таким же преобразующим фактором для человеческой цивилизации, каким был первоначальный Интернет.

Мы склонны думать о странах, сообществах, компаниях и т.д. как о разных вещах; в будущем все это станет проекциями социальных сетей (и не социальных сетей в смысле Facebook - а нашего фактического набора социальных связей, которые мы привносим в различные контексты).

Блокчейн станет для этого программным стеком. Блокчейн обеспечивает совместимые средства хранения, обмена и программирования прав собственности, валюты, активов и личности. Сообщества и компании становятся программными приложениями в этой экосистеме.
Самостоятельность в управлении своим цифровым "Я"
Сейчас большинство из нас, вероятно, использует Facebook Login или Google Login для взаимодействия с большим количеством онлайн-приложений. Это базы данных пользователей, управляемые крупными централизованными органами.

Важной частью Web3 является инверсия этой модели: вместо того, чтобы компания владела вашей личностью, а затем предоставляла вам доступ к другим приложениям, вы будете владеть своей личностью и выбирать, с какими приложениями взаимодействовать. Для этого используется цифровой кошелек, такой как Metamask (для Ethereum и ETH-совместимых блокчейнов) или Phantom (используется на блокчейне Solana). Ваш кошелек становится вашим идентификатором, который затем позволяет вам использовать различные децентрализованные приложения в Интернете, которым необходимо взаимодействовать с вашими валютами и имуществом. Сюда входят децентрализованные финансовые приложения, а также метавселенная, в которой будут использоваться совместимые аватары, предметы для самовыражения, игровые предметы и т.д.
Повторная децентрализация
В настоящее время во всем интернете существует огромная зависимость от небольшого числа высокоцентрализованных приложений. Системы идентификации, предоставляемые Google и Facebook, являются лишь двумя примерами.

Но с Web3 власть переходит обратно к индивидуальным пользователям, создателям и разработчикам приложений. Это происходит потому, что существует гораздо меньше централизованных органов власти, у которых можно извлекать ренту или спрашивать разрешения. Это приведет к взрыву нового творчества в виде приложений, алгоритмов, произведений искусства, музыки, искусственного интеллекта/роботов, виртуальных миров и метавселенной... и все больше вознаграждений в руках владельцев и создателей.

Этот график от Messari показывает, как функциональность может перейти от некоторых централизованных в настоящее время платформ к более децентрализованным версиям, построенным на блокчейне:
От бессерверных к распределенным вычислениям на основе блокчейна
Бессерверное программное обеспечение - это немного неправильный термин: это модель разработки программного обеспечения, которая позволяет хранить данные и другие функции, связанные с управлением сервером, в облаке, освобождая разработчиков от необходимости думать о DevOps, масштабируемости бэкенда, развертывании и многих других ИТ-функциях, обычно связанных с разработкой полнофункционального интернет-программного обеспечения.

Многие программные проекты Web3 построены на бессерверном бэкенде. Например, Moralis предоставляет SDK, позволяющий разработчикам приложений создавать веб-программы, интегрирующие цифровые кошельки с бессерверным хранилищем данных.
Моя компания Beamable предоставляет бессерверную платформу для живых игр, чтобы разработчики могли переключить свое внимание на создание игр, а не на написание серверного кода и их масштабирование, и одной из наших целей является преодоление разрыва между традиционной разработкой игр и будущими цифровыми кошельками на базе Web3.

Бессерверные архитектуры обычно работают поверх SaaS-фреймворков, управляемых из централизованных архитектур. Однако у бессерверных архитектур есть возможность перейти к полностью децентрализованному будущему. Вот почему:

  • Бессерверные архитектуры отделяют ответственность за проектирование операций/масштабирования/доступности от функциональности программного обеспечения (например, микросервисов, которые вызывают такие функции, как платежи, социальные функции, правила игры, состояние мира и т.д.).

  • Дальнейший шаг за этим - открыть распределенную вычислительную среду за микросервисами, которая добавляет новые функции в экосистему - или даже дополнительные вычислительные узлы для обеспечения серверных функций. Преимущество заключается в том, что клиенты будут меньше зависеть от централизованных поставщиков, а стоимость предоставления этих микросервисов может быть оптимизирована в соответствии с тем, что фактически будет аукционом на самые дешевые/самые доступные вычисления (в отличие от выбора одного поставщика облачных услуг, таких как Azure или AWS, которые также могут участвовать в торгах на вычислительные мощности в этой экосистеме). Эти распределенные вычислительные узлы, скорее всего, будут использовать методы on-chain для разрешения правил и хранения данных.

SaaS-компании, предоставляющие бессерверные бэкенды, в ближайшие годы получат возможность: будут ли они децентрализовываться?

Это радикальное изменение бизнес-модели для многих компаний, и это, вероятно, станет для многих огромным барьером - но те, кто наметит путь к этому, а также новые стартапы, созданные для Web3-native в первую очередь, имеют возможность добавить огромную ценность для всей экосистемы.
WebAssembly и Web3
WebAssembly - это новый стандарт, разработанный для обеспечения возможности доставки байткода непосредственно в веб-браузер: считайте, что это средство доставки "приложений" в браузер, а не в зависимости от экосистемы магазинов приложений. Эти приложения могут работать везде, где есть веб-браузер - на компьютерах, смартфонах, гарнитурах VR/AR.

WebAssembly даже не обязательно ограничивать веб-браузерами - он может работать даже на внутренних серверах для создания совершенно нового класса переносимого серверного кода.

Контейнеры и WebAssembly (WASM) имеют все возможности для использования новой парадигмы распределенных и децентрализованных вычислений, поскольку они обладают высокой переносимостью, связывают собственные зависимости и обеспечивают максимальную гибкость в выборе типа рабочей нагрузки, которую можно выполнять.

WebAssembly, построенная на основе шаблонов Web3 - самосуверенной идентификации, программного обмена ценностями и децентрализации, - имеет потенциал радикально изменить ландшафт различных экосистем магазинов приложений.
Инновационность Web3
Web3 заменяет необходимость создания или интеграции большого количества сервисов (например, связанных с хранением активов или идентификацией), которые в настоящее время требуют много времени и затрат и приводят к зависимости от централизованных сервисов, которые могут совпадать или не совпадать с вашими собственными интересами.

Это означает, что многие разработчики приложений смогут создавать программное обеспечение с гораздо меньшими командами, противостоя крупным компаниям, которые построили свой бизнес на дорогостоящих унаследованных технологиях и/или зависимости от партнеров по программному обеспечению, требующей разрешения и переговоров.
Пакетирование, разукрупнение и ребандлинг
Джеймс Барксдейл, генеральный директор компании Netscape, однажды сказал, что он знает, как заработать деньги только на комплектации или разукомплектации.

Примером разукомплектования является то, как iTunes отсоединяет отдельные песни от альбома. Затем появился Spotify, который объединил песни в плейлисты.

Сегодня почти каждая видеоигра - это опыт с высокой степенью комплектации; но в эпоху метавселенной Интернета мы увидим, как некоторые из этих игр будут развязаны и перекомпонованы.
Web3, Avatars and the Metaverse
Цифровая идентичность - кто мы и как мы выражаем себя в Интернете - станет еще более важной, чем сейчас. Перенос наших аватаров из опыта в опыт будет зависеть от совместимой структуры. Свойства аватара - это один из примеров развязки; новые виды онлайн-опыта (не только игры, но и музыка, театр и многие другие приложения в метавселенной) станут способами развязки этих форм самовыражения. Чтобы сделать это возможным для самого широкого круга приложений, нам понадобится совместимая структура для идентификации и собственности: это лишь один из вариантов использования Web3 в метавселенной.

Кроме того, Web3 обеспечивает творческую основу для следующего поколения "play-to-earn" - "играть-чтобы-зарабатывать" (P2E). Сейчас под P2E подразумевается некая версия криптозолотодобычи или выравнивания силы. Конечно, люди годами играют, чтобы заработать деньги - вне контекста криптовалют/блокчейна - через esports, livestreaming на Twitch или некоторые формы моддинга игр. Мы знаем, что миллионы игроков стремятся превратить свое хобби в средство к существованию - и все это примеры зарождающегося развязывания и перевязывания, которое уже происходит в играх.

В будущем P2E будет охватывать все это: не только добычу валюты в игре, но и производительность, творчество, соревнование, руководство, освоение подземелий, проектирование уровней, живые ролевые игры и т. д. Мы начнем видеть более размытое различие между игроком и дизайнером. Мы увидим новые формы идентификации и комплектации.

Нам нужна взаимодействующая структура для всех этих разрушительных экономических обменов. Такой основой станет Web3.